Материалы
О нормальном речевом развитии ребенка
Первый крик ребенка должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до 8 недель.
Возраст от 2 до 5 месяцев - период гуления. В соответствии с нормой ребенок должен активно гулить, произносить отдельные звуки и их слияния ("а-а-а", "у-а-а", "гу" и т.п.). Появление гуления связано с эмоциональным общением со взрослым. Важно разговаривать с малышом, чтобы стимулировать его речевое развитие.
В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте ребенок отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается т.н. "комплекс оживления" со смехом при эмоциональном общении со взрослым (малыш радостно сучит ножками, машет ручками, гулит, смеется).
К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: "ма-му-ма", "пу-па", "ба-бо-ба" и т.п. В 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Важно говорить с ним четко и правильно произносить звуки. Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разной интонацией.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова "да" и "нет", сопровождая их соответствующими жестами. Очень важно эмоциональное общение с малышом. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов.
К году в словаре ребенка уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: "мама", "папа", "баба", "дай", "на", "пить", "ко-ко", "би-би", "ав-ав", "пи-пи" и т.п.
К 1,5-2 годам в речи должны появиться предложения типа "Мама, дай сок", "Мишка, сиди тут", "Хочу пить чай!" и т.п. Также малыш начинает использовать первые прилагательные: "хороший", "плохой", "большой", "маленький", "красный" и т.п.
К 3 годам из речи ребенка уходит т.н. физиологическое смягчение (до этого практически все согласные малыш произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, строит простые распространенные или даже сложные сложносочиненные предложения, хотя в его речи еще много грамматических ошибок. Ребенок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использует в речи сложноподчиненные предложения, с удовольствием рассказывая о своих впечатлениях (о том, что видел на прогулке, по телевизору, что ему прочитали).
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка, во время которого ребенок овладевает письменной речью, чтением и постигает все богатство родного языка в целом.