МДОУ №2 "Радуга"

Get Adobe Flash player

Материалы

Артикуляционная гимнастика

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины значит можно тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Гимнастика для органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков, которой непосредственно занимается только логопед.
Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Обращайте внимание на точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата.
Упражнения подбираются в соответствии с дефектом речи ребенка. Сначала упражнения выполняют в медленном темпе, обязательно перед зеркалом, первые несколько раз можно выполнить упражнение дважды, но качественно. Затем количество упражнений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения (для визуального контроля). Для этого родителям необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы.

Занятия должны проводиться эмоционально, в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Артикуляционную гимнастику проводят сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находится в спокойном положении. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики:

1. «Улыбка» Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания:
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

2. «Хоботок» Цель. Выработать движение губ вперед.

Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

3. «Улыбка - хоботок»

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

4. «Заборчик» Цель. Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем.

Описание. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

5. «Лопаточка» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.

Язычок мой, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.
5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Накажем язычок».

6. «Иголочка» Цель. Вырабатывать умение напрягать мышцы языка.

Язычок мой, как иголка,
Отойди, уколет колко!

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

7. «Лопаточка - иголочка»

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».

8. «Язычок дразнится» Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Губками язык зажми,
«Пя-пя-пя» произнеси!

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя ...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

9. «Накажем язычок» Цель. Та же.

Зубками язык зажми
«Тя-тя-тя» произнеси!

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его зубами, произносить: «тя-тя-тя ...». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

10. «Часики» Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.

Тик – так, тик – так.
Ходят часики вот так!
Как так? Вот так:
Тик – так, тик – так!

Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения.
Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

11. «Качели» Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

На качелях вверх – вниз,
Ты качаться не ленись!

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

12. «Лошадка» Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Щелкай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.
1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

13. «Чашечка» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Любим пить мы вкусный чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
Описание. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

14. «Вкусное варенье» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

С губ сотрем следы варенья,
Угощенья – объеденья!

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

15. «Парус» Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Выше парус поднимай,
В путь кораблик отправляй!

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

16. «Маляр» Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

17. «Змейка» Цель. Развивать артикуляционную моторику.

Показала змейка жало,
Убрала – и хвост поджала!

Описание: Рот открыт. Узкий язычок выдвигается вперед как можно дальше, не дотрагиваясь до губ и отодвигается внутрь.

18. «Футбол» Цель. Вырабатывать подвижность кончика языка.

Язычок в футбол играет
И голы нам забивает!

Описание: Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку попеременно.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?