МДОУ №2 "Радуга"

Get Adobe Flash player

Материалы

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка.

         Причины задержки речевого развития:

1)    проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия;

2)    интеллектуальная недостаточность;

3)    наследственный тип позднего развития речи;

4)    соматическая ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование психических функций;

5)    социальные факторы, отсутствие адекватных условий для развития речи и др.

         В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная ЗРР, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, так как малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной среде (когда постоянно работает телевизор, радио), поскольку ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значение слову. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

         Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, следует как можно скорее обратиться к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Сензитивный период развития речи приходится на дошкольный возраст, поэтому нужно вовремя определить причины ЗРР и оказать ребенку квалифицированную помощь.

         Немаловажную роль играют домашние занятия с ребенком. Необходимо стимулировать любые проявления активности малыша, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы и т.п.), оречевляйте весь процесс ухода за ребенком, рассказывайте малышу, что вы делаете во время игры, говорите с ним постоянно.          Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте колыбельные, рассказывайте небольшие потешки и простые народные сказки ("Курочка Ряба", "Репка", "Теремок"), рассматривайте картинки в книжках. Общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря.

         Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере не удается.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?